Мой сайт Воскресенье, 05.05.2024, 08:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [347]

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

русский язык B8. Языковые средства выразительности
ТипУсловие
B8
B8 № 342. «Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как _______  (предложения 8—9; 17—18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении _______ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие — нет, В. Белов в 20-м предложении использует _______ . Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована _______ , например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.» 

Список терминов: 
1) сравнительный оборот 
2) литота 
3) антонимы 
4) ирония 
5) просторечная лексика 
6) ряды однородных членов 
7) вопросно-ответная форма изложения 
8) общественно-политическая лексика 
9) риторический вопрос 
10) восклицательные предложения


(1)Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! (2)Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. (3)Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть; она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (4)Каждая личность по-своему талантлива, своеобразна. (5)Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует.

(6)То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре. (7)Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (8)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (10)Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (11)Если не научишься трудиться, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа.

(12)Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается, нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной черты. (13)Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные. (14)Например, одно дело, когда нет обуви для того, чтобы ходить в школу (а то и самой школы), и совсем другое, когда тебя силой заставляют постигать музыкальную грамоту. (15)Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (16)Поэтому мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и что мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя.

(17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (19) Это должно быть нормой. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых. (22)Но это не справедливо!
(По В. Белову*)

Василий Иванович Белов (родился в 1932 году), один из выдающихся русских писателей современности. Основные произведения посвящены русской деревне. Центральная тема творчества — интерес к жизни современного человека, к его духовному миру.
Спрятать текст
Пояснение.
Вопросно-ответная форма изложения — в предложениях 8, 17 автор задает вопрос, а в предложениях 9, 18 сам отвечает на него. 

Ряды однородных членов — в 13-м предложении есть однородные подлежащие. 

Антонимы — в 20-м предложении слова «почетно» и «непочетно» антонимы, слова «интересно» и «неинтересно» — тоже. 

Общественно-политическая лексика — ей сопутствует определенная терминология, которая и встречается в тексте.

Ответ: 7, 6, 3, 8
ТипУсловие
B8
B8 № 380. Убедительность и эмоциональность речи учёного-философа А.Ф. Лосева придают тропы, например,_______ ("«сладкий плод» учения" в предложении 11), действие которых усиливает такой приём, как_______ ("формирование в нас личности, именно личности" в предложении 2), и экспрессивные синтаксические конструкции, в частности_______ ("в отношении к людям, обществу, государству" в предложении 6), а также_______ ("погубив много жизни на разные забавы" в предложении 15, предложение 16)». 

Список терминов: 
1) метафора 
2) диалектизмы 
3) лексический повтор 
4) ряд однородных членов 
5) литота 
6) парцелляция 
7) просторечное слово 
8) цитирование 
9) риторическое обращение


(1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, — идеал образованного человека. (5)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

(8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений' ради образования.

(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16)Грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана!


(17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.
(По Л. Ф. Лосеву)
Спрятать текст
Пояснение.
Метафора — скрытое сравнение, в предложении 11 происходит скрытое сравнение учения со сладким плодом. 

Лексический повтор — в предложении 6 наблюдается лексический повтор слова «личность». 

Ряд однородных членов — в предложении 6 наблюдается ряд однородных дополнений «к людям, обществу, государству». 

Цитирование — использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 15 и 16 есть цитаты.

Ответ: 1,3,4,8
ТипУсловие
B8
B8 № 418. «Автор ведёт диалог с читателем, используя такой приём, как_______ (предложения 27 — 29, 37 — 39). Общение автора с читателем эмоционально, полемично, что подчёркивает, например, употреблённое в тексте_______ («враньё»). Такой приём, как_______ («можно спокойно прожить» в предложении 31 — «без которых жить трудно» в предложении 33), и такой троп, как _______ (в предложении 34), позволили автору очень убедительно и образно высказать свою точку зрения». 
Список терминов: 
1) метафора 
2) диалектизм 
3) лексический повтор 
4) ряды однородных членов 
5) эпитеты 
6) парцелляция 
7) просторечное слово 
8) вопросно-ответная форма изложения 
9) противопоставление


(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть любите ли вы читать книги?

(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.

(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.

(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее.

(12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл — полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой книжный — глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успели распробовать.

(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают — и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.

(31)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33)А есть книги, без которых жить трудно. (34)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36)И таких читателей становится всё больше.

(37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.
(По В. Иванову)
Спрятать текст
Пояснение.
Вопросно-ответная форма изложения — в этом тексте в предложениях 27, 37, 38 автор задает сам себе вопросы, а в предложениях 28, 29, 39 сам отвечает на них. 

Просторечное слово — в предложении 24 наблюдается слово «вранье», относящееся к просторечным словам. 

Противопоставление — в предложениях 31-33 наблюдается противопоставление книг «без которых жить трудно» книгам «без которых можно спокойно прожить». 

Метафора — скрытое сравнение, иносказание. В предложении 34 используется словосочетание «перепахавшая душу».

Ответ: 8,7,9,1
ТипУсловие
B8
B8 № 456. «Автор статьи широко употребляет разнообразные синтаксические средства выразительности: такой приём, как _______ (предложения 20—23), и_______ (предложения 8, 27). Желая убедить читателя, В. Харченко использует такие средства вы разительности, как _______ (предложения 1, 6, 7, 11, 12) и______ («испытать сладость победы», «не позволять властвовать» и т.п.)». 

Список терминов: 
1) ряды однородных членов 
2) литота 
3) синтаксический параллелизм 
4) ирония 
5) парцелляция 
6) диалектизм 
7) книжная лексика 
8) диалог с читателем 
9) восклицательные предложения


(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (3) Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним из организующих начал человеческой психики и направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.

(6)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой заниматься необходимо. (8)Исследовательская деятельность — мудрый педагог — воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9) По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.

(11)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Наукой заниматься [...]. (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.

(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» — спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.

(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же — радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.

(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание — любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. (29)Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. (30) В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, поскольку хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.
(По В. Харченко)
Спрятать текст
Пояснение.
Диалог с читателем — в этом тексте в предложениях 20-23 автор задает читателю наводящие вопросы. 

Ряды однородных членов — в предложении 8 наблюдаются однородные сказуемые и однородные дополнения, в предложении 27 употребляются однородные определения. 

Синтаксический параллелизм — в предложениях 1, 6, 7, 11, 12 используются одинаковые синтаксические конструкции: односоставное предложение, состоящее из сказуемого, дополнения к нему и обстоятельства образа действия. 

Книжная лексика — лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.

Ответ: 8,1,3,7
ТипУсловие
B8
B8 № 494. «Тон размышлениям автора задаёт _______ (предложение 2). Строки высокой поэзии А. С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьёзном разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит _______ («духоподьёмно»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как _______ (предложения 8, 9) и _______ (предло жения 18, 19)». 

Список терминов: 
1) литота 
2) сравнение 
3) ирония 
4) синтаксический параллелизм 
5) эпитеты 
6) цитирование 
7) индивидуально-авторское слово 
8) вопросно-ответная форма изложения 
9) противопоставление


(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...


(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит  — духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте...

(С. Соловейчик)

Спрятать текст
Пояснение.
Цитирование — использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 2 и 21 есть цитаты. 

Индивидуально-авторское слово — в 13-м предложении слово «духоподъемно» придумано непосредственно автором этого текста. 

Вопросно-ответная форма изложения — в предложении 8 автор задает вопрос, а в предложении 9 сам отвечает на него. 

Противопоставление — в предложениях 18, 19 наблюдаются противопоставления: «высокие» и «низкие», «добрые» и «дурные», «конечные» и «бесконечные».

Ответ: 6,7,8,9
ТипУсловие
B8
B8 № 532. «Описание очереди к врачу в обычной районной больнице является центральным в рассказе К. Акулинина.______ («лампочка... разбрызгивала пучки жёлтенького света» в предложении 24), _______ («женщины, ... старики, старшеклассницы), ______ («пушистую головку», «доверчивыми глазами») — все эти средства выразительности неслучайны в тексте, как неслучайны и ______ (например, предложение 39), которые обуслов лены включением в текст диалога». 

Список терминов: 
1) антитеза 
2) фразеологизм 
3) разговорные синтаксические конструкции 
4) эпитеты 
5) диалектизмы 
6) гипербола 
7) градация 
8) ряд однородных членов 
9) метафора


(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, 
житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12)«Господи, зачем я здесь!» — думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

— (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!

(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

— (21)Отойдите все от дверей, отойдите! — проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
— (23)Сейчас вас вызовут!

(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28) Молодая мама усадила его на место.

— (29)Потерпи; маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (ЗО)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками,пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:
— (ЗЗ)Никитин, на приём!

(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.

— (36)Никйтин кто? (37)Где он?

(38)Медсестра недоумённо пожала плечами и сказала:
— (39)Ну, тогда, кто первый по очереди, заходите!

(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

— (44) Не подошёл ещё Никитин? (45) Ну, тогда следующий по очереди...
(По К. Акулинину)
Спрятать текст
Пояснение.
Метафора — скрытое сравнение, в предложении 24 происходит скрытое сравнение света, излучаемого лампой, с некой жидкостью, так как по отношению к нему употреблен глагол «разбрызгивать». 

Ряд однородных членов — в предложении 6 наблюдается ряд однородных подлежащих «женщины, ... старики, старшеклассницы». 

Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. 

Разговорные синтаксические конструкции — особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля. В предложении 39 признаком использования этой организации речи являются вводная конструкция «ну, тогда». 


Ответ: 9,8,4,3
ТипУсловие
B8
B8 № 570. «Особенности поэтики Н.В. Гоголя ярко проявляются в эпизоде из романа «Мёртвые души». Обращение к персонажам античной мифологии, а также использование таких синтаксических средств, как_______ (например, «пересчитать нельзя» в предложении 2) и_______ (в предложении 6), употребление тропов:_______ («высматривает орлом», «куропаткой спешит» в предложе ниях 7, 8) и_______ («уничтожился в песчинку» в предложении 9) — отражают неравнодушное отношение автора к изображаемому и создают в тексте особую ироническую интонацию, характерную для творчества Н.В. Гоголя». 

Список терминов: 
1) риторический вопрос 
2) лексический повтор 
3) разговорная лексика 
4) метонимия 
5) литота 
6) эпитеты 
7) вопросно-ответная форма изложения 
8) сравнение 
9) инверсия


(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, — говоришь, глядя на него. — Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (П)Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» — думаешь себе...
(Н.В. Гоголь)
Спрятать текст
Пояснение.
Инверсия — изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла. 

Риторический вопрос —вопрос, не требующий ответа. «Гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его?». 

Сравнение — в предложении 7 правителя канцелярии сравнивается с орлом и Прометеем, а в 8-м предложении он же сравнивается с куропаткой. 

Литота — преуменьшение свойств, качеств (в противоположность гиперболе). В предложении 9 конструкция «муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку» является литотой, так как является преуменьшением действительных размеров правителя канцелярии.

Ответ: 9,1,8,5
ТипУсловие
B8
B8 № 608. «_______ («выпендрёж», «раскрутка»), _______ («языковая стихия... выбрасывает на берег лишнее» в предложении 8), а также _______ («обогащается — портится» в предложении 7) воздействуют на эмоции читателя, убеждая его в правильности точки зрения автора. Такое синтаксическое средство, как _______ («поверхностным, примитивным, ... банальным» в предложении 17), помогает более полно выразить позицию автора текста». 

Список терминов: 
1) развёрнутая метафора 
2) гипербола 
3) парцелляция 
4) ряд однородных членов 
5) сравнительный оборот 
6) контекстные антонимы 
7) просторечные слова 
8) вопросно-ответная форма изложения 
9) диалектизмы


(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2) Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (3)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6) В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям — вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.

(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.

(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание.

(16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное — становится банальным.

(18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮК’OZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20) Великий и могучий Алфавит, подаренный
нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.

(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».
(По С. Казначееву)
Спрятать текст
Пояснение.
Просторечные слова — слова «выпендрёж» и «раскрутка». 

Развернутая метафора — развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложении 8 язык сравнивается со стихией. 

Контекстные антонимы — в предложении 7 контекстные антонимы — «обогащается—портится». Вне контекста эти слова антонимами не являются. 

Ряд однородных членов — предложение 17 осложнено однородными сказуемыми.

Ответ: 7,1,6,4
Категория: Мои статьи | Добавил: 123 (26.05.2013)
Просмотров: 17916 | Рейтинг: 3.2/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Поиск

» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz